Центробанк выступил с инициативой создать новую информационную платформу для юридических лиц – «Знай своего клиента».
Ресурс предназначен для оценки банком возможной причастности клиентов и их контрагентов к проведению неблагонадежных онлайн-операций.
Сервис предполагает мгновенные проверки, буквально в режиме онлайн при открытии счетов или проведении различных операций по ним.
Такой законопроект может быть подготовлен и предложен к рассмотрению уже грядущей весной.
Принцип работы сервиса заключается в том, чтобы всем без исключения клиентам присваивать определённые категории рисков причастности к подозрительным операциям – высокий (красная зона), средний (желтая зона) и низкий (зеленая зона).
Точные критерии отбора ИП и юридических лиц еще предстоит разработать и определят из будут совместно Банк России и Росфинмониторинг.
Но уже сейчас известно, что к клиентам, попавшим в категорию высокого риска будет привлечено более пристальное внимание, и применены различные, так называемые «антиотмывочные» инструменты.
Тогда как для тех, кто окажется в категории низких рисков, будет применено гораздо меньший набор проверок.
Такая система, если получится ее запустить, позволит существенно снизить нагрузку на предпринимателей, ведущих «белый» бизнес и усилить контроль и внимание финансовой разведки на менее благонадежные компании.
Предположительно возможно применение следующих мер: компаниям из «красной зоны» могут отказать в приеме на обслуживание; в получении остатков денег с расчетных счетов; переводе остатков денежных средств на счета в другие банки; в исполнении платежного поручения, а также в доступе к Системе быстрых платежей и к интернет-банку.
Правда у компаний все-таки будет шанс оспорить свое место в рейтинге через суд или в ЦБ.
Но это придется делать быстро, иначе существует риск инициирования процедуры принудительной ликвидации.
Стоит отметить, пока это только планы, законопроект не рассматривался и чтений еще не назначено.