Согласно закону «О защите прав потребителей», клиенты коммерческих и государственных организаций имеют право на получение за свои деньги качественного товара, добросовестного обслуживания и уважительного отношения. Если же покупатель товара или пользователь услуги отмечает недобросовестное исполнение обязанностей продавцами, изготовителями, исполнителями услуг или подрядчиками, он имеет право потребовать, чтобы была назначена компенсация морального вреда потребителю.
- Что подразумевается под понятием морального вреда
- Кому может быть назначена компенсация морального вреда потребителю
- В каких случаях выплачивается компенсация морального вреда потребителю
- В каком размере предоставляется компенсация морального вреда потребителю
- Законодательные акты по теме
- Типичные ошибки
- Ответы на распространенные вопросы о том, когда полагается компенсация морального вреда потребителю
- ? Видео-советы. Что делать, если Вы хотите добиться возмещения морального вреда?
Что подразумевается под понятием морального вреда
С точки зрения закона, моральный вред — это физические или душевные страдания клиента, возникшие как следствие виновных действий продавца или исполнителя, из-за чего были нарушены права потребителя. Доказать перенесенные страдания можно, если они заключаются в следующем:
- в ощущении дискомфорта;
- в проявлении длительного или постоянного психического или физического заболевания;
- в переживаниях, волнениях, нервных потрясениях;
- во временных болевых симптомах и т.д.
Читайте также статью ⇒ «Давность срока компенсации».
Кому может быть назначена компенсация морального вреда потребителю
Требовать компенсации морального вреда могут следующие категории граждан:
- обычные граждане, не являющиеся покупателями товаров или заказчиками услуг, которым был нанесен ущерб (пострадать могли имущество, здоровье, безопасность из-за некачественного товара, недобросовестного исполнения работ и услуг);
- вторичные покупатели, купившие товар, плохое качество которого было замечено во время его использования;
- покупатели, получившие товар у первичного покупателя и обнаружившие заводской брак изделия в течение гарантийного срока;
- заказчики услуг, работ;
- покупатели товаров любой группы — продовольственной и непродовольственной.
В каких случаях выплачивается компенсация морального вреда потребителю
Если покупатель обратился к продавцу с просьбой вернуть ему деньги за некачественный товар или предоставленную услугу или устранить дефект, и продавец согласился, это не освобождает его от необходимости выплачивать моральный вред.
Зачастую граждане даже не подозревают о том, что им полагается компенсация. Потребовать возмещения морального вреда можно при наступлении следующих случаев:
- Потребителю неправомерно отказывают в заключении договора. Так, покупатель, подошедший к кассе и предлагающий оплатить взятый в магазине товар, является потребителем, желающим заключить договор. Если продавец отказывает по любой причине, к примеру, из-за отсутствия у него в кассе сдачи, это считается нарушением.
- Покупатель товара обнаружил дефект, заводской брак.
- Потребитель желает получить услугу, но продавец нарушает сроки оказания услуг или выполнения работ.
- Покупатель сломал, повредил или полностью испортил купленный товар по причине того, что продавец при передаче товара не ознакомил его с правилами использования или же предоставил не все инструкции по эксплуатации.
- Покупатель товара или третье лицо пострадало (была угроза здоровью, безопасности, жизни) из-за небезопасного товара.
Если покупатель обратится к продавцу товара или услуги и потребует устранить неполадку, вернуть деньги или заменить товар на новый, и продавец пойдет на уступку, это не значит, что требовать компенсации морального вреда становится невозможным.
Читайте также статью ⇒ «Компенсация материального ущерба».
В каком размере предоставляется компенсация морального вреда потребителю
Размер компенсации нельзя устанавливать в зависимости от стоимости испорченного товара или финансовой состоятельности виновных лиц.
Моральный вред может быть компенсирован исключительно в денежной форме — пострадавшее лицо не может требовать в качестве компенсации товар или услугу. Человек самостоятельно определяет, какая сумма компенсации будет приемлемой в данном случае, но нужно обращать внимание на следующие факторы:
- степень и продолжительность страданий;
- масштаб негативных последствий;
- поведение продавца, исполнителя или подрядчика в споре с пострадавшим лицом (чем грубее вел себя продавец, тем больше может быть сумма компенсации);
- наличие вины и степень виновности лица, с которого взыскивается компенсация.
Кроме того, размер компенсации нужно рассматривать с точки зрения места возникновения конфликта — спор в Москве может привести к взысканию большой суммы компенсации с виновного лица, а в регионах компенсационные суммы существенно ниже. В итоге величину компенсации определит суд. Как правило, речь идет о следующих суммах:
- в распространенных ситуациях, при которых был причинен незначительный вред, компенсация составляет 10 тысяч рублей;
- при сложных спорах, если, например, виновное лицо не желало пойти на компромисс, можно взыскать 20 тысяч рублей;
- если был причинен вред здоровью (к примеру, из-за бракованной кофемашины пользователь получил сильный ожог), можно получить более 30 тысяч рублей.
Читайте также статью ⇒ «Компенсация судебных расходов».
Законодательные акты по теме
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» | Права потребителей на компенсацию за недобросовестно предоставленную услугу |
Типичные ошибки
Ошибка: Покупатель обнаружил брак изделия и вернулся с ним в магазин. Он считает, что ему был нанесен моральный вред. Продавец согласился вернуть деньги за испорченную вещь, и покупатель не стал предъявлять претензий.
Комментарий: Выполнение требований покупателя, обратившегося по вопросу покупки некачественного товара или оплаты недобросовестно оказанной услуги, не освобождает продавца от обязанности выплатить ему компенсацию морального вреда.
Ошибка: Покупатель, который приобрел некачественный товар, подал на компанию в суд и потребовал компенсации морального вреда, но не представил никаких доказательств того, что претерпевал страдания.
Комментарий: В суде обязательно нужно подтвердить свои слова документально. Например, если человек получил травму от некачественного товара, нужно принести справку от врача.
Ответы на распространенные вопросы о том, когда полагается компенсация морального вреда потребителю
Вопрос №1: Из-за того, что я приобрел бракованный мобильный телефон, у меня сорвалась крупная финансовая сделка. Могу ли я потребовать компенсации у продавца?
Ответ: Нет, поскольку факт того, что сделка была сорвана именно по причине неисправного телефона, невозможно доказать в суде.
Вопрос №2: Я купил бракованные коньки, из-за чего моя дочь сломала ногу, могу ли я получить компенсацию?
Ответ: Да, но к суду следует подготовиться — провести независимую экспертизы и составить акт о неисправности товара, сохранить чек на его покупку, взять справку у врача о переломе ноги с указанием причин травмы.
? Видео-советы. Что делать, если Вы хотите добиться возмещения морального вреда?
В видео раскрывается информация о том, как добиться возмещения морального вреда⇓